Дополнительная общеразвивающая программа "Матрешкины секреты"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 77 «Родничок» города Калуги
(МБДОУ № 77 «Родничок» г. Калуги)
Принята на педагогическим советом
МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги
протокол №2 от 14.10.2019 г.
НСП «Колокольчик» протокол №2 от 14.10.2019 г.
НСП «Лучик» протокол №2 от 15.10.2019 г.

Утверждена приказом МБДОУ № 77
«Родничок» г. Калуги от 15.10.2019 г.
№1244-3/01-19

Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Матрѐшкины секреты» для детей 5-6 лет
(в новой редакции от 31.08.2022 г.)
Срок реализации программы – 1 год (октябрь-май)

Калуга
2019 год
1

Авторы и составители программы:
Дурова Надежда Владимировна, заместитель заведующего по воспитательнообразовательной работе.
Комарова Елена Александровна, старший воспитатель.
Ильченко Екатерина Владимировна, музыкальный руководитель.
Внутренняя экспертиза проведена Матвеевой Галиной Николаевной, заведующим
МБОДУ № 77 «Родничок» г. Калуги, Дуровой Надеждой Владимировной, заместителем
заведующего по воспитательно-образовательной работе в августе 2019 г.

2

Содержание
1.

Комплекс основных характеристик ДОП

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи

5

1.3.

Содержание ДОП

5

1.4.

Планируемые результаты освоения ДОП

6

Комплекс организационно-педагогических условий

7

2.1.

Условия реализации ДОП

7

2.2.

Формы педагогической диагностики (мониторинга)

7

2.3.

Методические материалы

9

3

Список литературы

12

4

Приложения

13

2.

3

1.Комплекс основных характеристик ДОП
1.1 Пояснительная записка
Актуальность. В данной дополнительной общеразвивающей программе (далее –
ДОП) представлены основные компоненты оптимальной организации образовательного
процесса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с декоративноприкладным творчеством. Проблема развития детского творчества в настоящее время
является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом
отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального
своеобразия личности уже на первых этапах еѐ становления. О роли и значении народного
декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская,
П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они
отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, еѐ
культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие
способности детей.
К сожалению, у современных детей нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и
игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным
искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписи, дымковскую игрушку,
предметы с гжельской росписью и т.д.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся
шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и еѐ значением.
Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной
деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному
искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей
средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную
направленность.
В
русском
декоративно-прикладном
искусстве
есть
традиционность,
инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не
исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративноприкладного искусства несѐт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников
художественного творчества.
Новизна данной ДОП состоит в том, что она универсальна и рассчитана для детей
групп общеразвивающей направленности и детей с общим недоразвитием речи, т.к.
направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,
необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы
позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов
деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие творческого
начала, познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой
сферы и мелкой моторики и проводятся в игровой форме. Все игры и задания безопасны
для жизни и здоровья детей.
Адресат ДОП: дети с ОНР и дети групп общеразвивающей направленности 5-6 лет
(старшая группа). В кружок зачисляются все желающие по письменному заявлению
родителей (законных представителей) воспитанников. Далее – родители (законные
представители) воспитанников, подписывают с ДОО двухсторонний договор об оказании
платных дополнительных образовательных услуг.
Объѐм ДОП. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность одного занятия – 25 минут. Занятия проводятся два раза в
неделю во второй половине дня (16.00-16.20)

4

Таблица 1. Объѐм ДОП
Дополнительная
образовательная услуга

Количество занятий в
неделю/месяц

Длительность в неделю/
месяц

«Матрѐшкины секреты»

2/8

50 мин/400 минут

Итого:

64

3200 минут/53,3 ч

Формы обучения – групповые, традиционные с использованием всех видов
деятельности, характерных для данного возрастного этапа в соответствии с ФГОС ДО.
1.2. Цели и задачи
Цель ДОП: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка
через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
 Познакомить детей с истоками создания искусства мастеров, характерными
элементами, колоритом, типичным для этих узоров, композициями узоров.
 Формирование специальных навыков и умений для достижения определенных
результатов: умения изображать элементы и композиции разнообразных росписей,
осуществлять замысел рисунка.
 Развивать мелкую моторику, психические процессы (воображение, внимание,
память), волевые качества.
 Воспитывать желание: вносить красоту в окружающую среду, в различные виды
творческой деятельности; бережно и уважительно относиться к своим работам и
творчеству сверстников; доброжелательно осуществлять взаимодействие со
сверстниками и взрослыми при осуществлении совместной деятельности.
1.3. Содержание ДОП
Методы: определяются в соответствии с целью и задачами. Применяются
эмпирические (изучение документации на ребенка, наблюдение за детьми, игровые,
словесные, практические, процесс обучения и воспитания по разработанной системе) и
статистические методы – количественные и количественные, предназначенные для
анализа проделанной работы в ходе мониторинга усвоения детьми ДОП.
Принципы реализации программы
Принцип систематичности знаний, предусматривающий определенную частоту
занятий (два раза в неделю);
Принцип с последовательности подачи материала от простого – к сложному,
постепенное усложнение занятий;
Принцип доступности заданий;
Принцип индивидуального подхода к детям;
Принцип закрепления, усвоенного с привлечением родителей.
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП:
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных
навыков, представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и
способностей, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, моральному
удовлетворению.
5

К концу года дети овладевают навыками:
1.
У ребенка сформированы знания и представления об истоках создания
искусства мастеров, о характерных элементах, колорите, типичным для этих узоров,
композициях узоров.
2.
Ребенок владеет специальными навыками и умениями для достижения
определенных результатов: умениями изображать элементы и композиции разнообразных
росписей, осуществляет замысел рисунка.
3.
У ребенка развита мелкая моторика, психические процессы (воображение,
внимание, память), волевые качества.
4.
Ребенок бережно и уважительно относится к своим работам и творчеству
сверстников, доброжелателен в общении со сверстниками и взрослыми при
осуществлении совместной деятельности.

6

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации ДОП
Материально-техническое обеспечение:
- отдельное групповое помещение с необходимой санитарной комнатой (туалет);
- столы и стулья по росту детей в соответствии с СанПиН;
- стол и стул для педагога;
- мольберт;
- шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- оборудование для проведения занятий (бумага, гуашь (6 цветов), кисти различных
размеров и толщины, трафареты, ватные диски, палитры, стаканы для воды);
- образцы декоративно-прикладного творчества в виде картинок, иллюстраций,
изделий;
- ТСО (магнитофон).
Кадровое обеспечение.
Педагог, осуществляющий работу в кружке «Матрѐшкины секреты», должен
удовлетворять следующим правилам по квалификации:
 Среднее специальное или высшее педагогическое образование;
 Владеет теоретическими основами дошкольного педагогического воспитания;
 Должен владеть комплексом умений в следующих областях:
 Знает законодательство, отраслевые нормы и инструкции, которые регулируют
сферу его деятельности;
 Владеет приемами оказания немедленной медицинской помощи;
 Владеет основными приемами педагогического и психологического общения с
воспитанниками, с учетом возрастной специфики;
 Знает стандарты общения с детьми;
 Знает возрастные особенности детей;
 Владеет методами и приемами проведения мониторинга усвоения детьми ДОП;
 Владеет методами профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
 Знает основные современные технологии обучения детей;
 Владеет методами общения с детьми и их родителями;
 В совершенстве владеет этическими нормами;
 Знает нормы ведения соответствующей документации;
 Знаком с правилами обращения с соответствующим техническим оборудованием;
 Знает нормативы санитарной и пожарной безопасности в учреждении.
2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга)
Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по
декоративно-прикладному искусству:

Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал,
из которого сделано изделие;

Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора,
колорит, сочетание цветов);

Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

Использует декоративные элементы в работе;
7


Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

Оригинальность.
Диагностические критерии технических навыков и
умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:

Способность рисования по замыслу;

Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы
изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор
изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных
цветов и оттенков;

Отсутствие изобразительных штампов;

Уровень воображения, фантазии;

Использование в работе разных способов работы с кистью.
Варианты анализа рисунков по декоративному рисованию
1.
Выбрать самый красивый узор и рассказать про него, определяя колорит.
a.
Выбрать узор, на котором бутоны крупные, красиво расположены.
b.
Еще раз уточнить, какие мастера составляют такие узоры.
2.
Рассказать про свой узор.
a.
Отметить красочность узора по мотивам росписи.
3.
Найти узоры, одинаковые и разные по цвету и композиции.
a.
Выбрать самый красочный узор и рассказать про него.
b.
Отметить сказочность узоров по мотивам росписи.
4.
Предложить рассказать про свой узор.
a.
Отметить красочность узора.
b.
Выбрать узор, который заполняет всю площадь.
5.
Выбрать рисунки с самыми яркими сказочными фигурами, компонентами,
отметить их композицию, цвет.
a.
Уточнить, в чем необычность сказочных фигур.
6.
Выбрать самый красочный узор и предложить рассказать о нем.
a.
Предложить рассказать про свой узор.
b.
Отметить красочность узоров по мотивам росписи.
Анализ уровня эстетического развития проводится
по следующим показателям

Сравнение по сходству
и различию

1.Называет роспись
правильно
1. Описывает достаточно полно
1.Сравнение полное
и последовательное

Выражение своего
отношения к
произведениям
народного искусства

1. Ярко выраженное
положительное
обоснованное отношение

Анализ выполнения
узора на силуэте
игрушки,

1. Полное соответствие узора.

Определение вида
росписи
Описание игрушки

Таблица 2. Уровни эстетического развития
2.Называет непра3. Молчит
вильно
(сомневается)
2. Называет лишь не3. Признаки не
которые признаки
называет
2. Указывает сходство
3. Не проводит
и различие по
действие сравнения
одному признаку
2. Положительное, но
3. Не дает оценки,
не обоснованное
безразличное
отношение
отношение

2. Частичное несоответствие. Есть погрешности в цвете,

3. Большое несоответствие.
Значительные
8

изделии (соответствие
элементов)
Анализ выполнения
узора на силуэте
игрушки, изделии
(уровень творческого
решения)
Анализ выполнения
узора на силуэте
игрушки, изделии
(уровень
завершенности)
Анализ выполнения
узора на силуэте
игрушки,
изделии(техника
исполнения)

форме, композиции
1. Вносит в соответствии со стилем
новые 1-2 элемента

2. Вносит незначительные элементы

нарушения характера
росписи
3. Полностью
копирует изделие

1. Роспись завершена
на полностью

2. Завершенность работы составляет 2/3

3. Завершенность
составляет 1/3

1. Высокая

2. Средняя

3. Низкая

Оценка работы осуществлялась по 4-х балльной системе:
3 — высокий уровень развития;
2 — средний уровень развития;
1 — низкий уровень развития;
0 — нулевой уровень развития.

Характеристика уровней эстетического развития детей
Нулевой уровень (от 0 до 8 баллов).
Ребенок не дифференцирует виды росписи. Затрудняется в описании предмета. Не
может сравнить по признакам сходства и различия. Затрудняется в выражении своего отношения. Узор рисунка не соответствует стилю росписи. Копирует роспись изделия без
детализации. Низкий технический уровень исполнения. Работа часто бывает не завершена.
Низкий уровень (от 9 до 16 баллов).
Называет один вид росписи. Описание неполное, только одного изделия. В сравнении
изделия затрудняется. Выражает положительное отношение к изделию, но не обосновывает его.
Часто полностью копирует росписи. Технические навыки средние, работа бывает завершенной
на 2/3.
Средний уровень (от 17 до 24 баллов).
Ребенок называет оба вида росписи. Описывая изделие, называет характерные признаки
(1-2). Указывает сходство и различие по одному признаку. Дает обоснованную оценку
своего отношения к изделию, но свернутую в вербальном плане. При выполнении узора
соответствие стилю росписи не полное. Может вносить небольшие изменения в цвет и
элементы узора. Работа бывает завершена почти полностью (на 2/3). Достаточно высокая
техника исполнения.
Высокий уровень (от 25 до 32 баллов).
Называет оба вида росписи. Описывает изделие подробно, выделяя характерные
признаки (не менее 3). При сравнении указывает сходство и различие не менее чем по двум
признакам. Дает детальную, обоснованную оценку своего отношения к изделию. Наблюдаем
9

ярко выраженное положительное отношение к изделию. При выполнении узора четко следует
стилю росписи, вносит новые элементы. Работа полностью завершена, техника исполнения
высокая.

2.3. Методические материалы
Методическое обеспечение ДОП
№
п/п

Название
Материальнораздела,
техническое
блока
оснащение
1 •Филимоновская Бумага, гуашь 6
роспись
цветов,
кисти
разных размеров,
банка для воды,
палитра,
предметы
и
иллюстрации
разных народных
промыслов
ТСО:
магнитофон
2
Дымковская Бумага, гуашь 6
роспись
цветов,
кисти
разных размеров,
банка для воды,
палитра,предметы
и
иллюстрации
разных народных
промыслов
ТСО:
магнитофон

Таблица 3. Методическое обеспечение ДОП
ДидактикоФорма
Методы и
методической
проведения
приѐмы
материал
обучения
Журавлѐва Ж.
Занятие
Игровые,
«Филимоновские
наглядные,
чародеи». Тула.
словесные,
1987
практические,
показ
способа
Комарова Т.С.
действия, метод
«Народное
пассивных
искусство в
движение
(по
воспитании детей».
необходимости)
Москва, 1997
Григорьева Г.Г.
«Игровые приѐмы
в обучении
дошкольников
изобразительной
деятельности». М.
1995.
Деньшин А И. «О
мастерицах
Дымкова». М.,
1966.

Занятие

Игровые,
наглядные,
словесные,
практические,
показ
способа
действия, метод
пассивных
движение
(по
необходимости)

Паншелеев Г.Н.,
Максимов Ю.В.,
Паншелеева Л.В.
«Декоративное
искусство детям».
Москва.
Просвещение, 1976
Рогов А. «Про
Филимоновские
свистульки».
М.1987
Сидоркина О.
«Знакомство с
чудесной
10

Дымкой». Д/в №41995

3

Городецкая
роспись

4

Гжельская
роспись

5

Хохломская
роспись

Бумага, гуашь 6
Скоролупова О.А.
цветов, кисти
«Знакомство детей
разных размеров,
дошкольного
банка для воды,
возраста с русским
палитра,
народным
предметы и
декоративноиллюстрации
прикладным
разных народных
искусством».
промыслов
Москва.
ТСО:
Скрипторий, 2003.
магнитофон
Бумага, гуашь 6
Алексахин Н.
цветов, кисти
«Элементы
разных размеров, кистевой росписи».
банка для воды,
Д/в №8-1994
палитра,предметы
и иллюстрации
Алексахин Н.
разных народных
«Гжельская
промыслов
роспись». Д/в №3ТСО:
1993
магнитофон
Бумага, гуашь 6
Шибанова Н.Я.
цветов, кисти
«Народное
разных размеров,
искусство в
банка для воды,
творчестве детей.
палитра,предметы Хохлома». Пермь.
и иллюстрации
Пермский
разных народных
институт
промыслов
повышения
ТСО:
квалификации
магнитофон
работников
образования, 2002.

Занятие

Игровые,
наглядные,
словесные,
практические,
показ
способа
действия, метод
пассивных
движение
(по
необходимости)

Занятие

Игровые,
наглядные,
словесные,
практические,
показ
способа
действия, метод
пассивных
движение
(по
необходимости)

Занятие

Игровые,
наглядные,
словесные,
практические,
показ
способа
действия, метод
пассивных
движение
(по
необходимости)

Шпикалова Т.Я.
«Народное
искусство на
уроках
декоративного
рисования».
Москва.
Просвещение,
1979.
Шпикалова Т.Я.
«Изобразительное
искусство: Основы
народного и
декоративноприкладного
11

искусства».
Москва. МозаикаСинтез, 1996.

12

Список литературы
1. Алексахин Н. «Элементы кистевой росписи». Д/в №8-1994
2. Алексахин Н. «Гжельская роспись». Д/в №3-1993
3. Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. М., 1975.
4. Вершинина Н., Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно прикладного искусства в процессе дидактических игр». Д/в№6-2004
5. Вохринцевой С. Книжки-раскраски для детей дошкольного и младшего школьного
возраста по декоративно-прикладному искусству.
6. Григорьева Г.Г. «Игровые приѐмы в обучении дошкольников изобразительной
деятельности». М. 1995.
7. Деньшин А И. «О мастерицах Дымкова». М., 1966.
8. Журавлѐва Ж. «Филимоновские чародеи». Тула. 1987
9. Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании детей». Москва, 1997
10. Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. «Декоративное искусство
детям». Москва. Просвещение, 1976
11. Рогов А. «Про Филимоновские свистульки». М.1987
12. Сидоркина О. «Знакомство с чудесной Дымкой». Д/в №4-1995
13. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным
декоративно-прикладным искусством». Москва. Скрипторий, 2003.
14. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. «Знакомство детей с русским народным
искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада». СПб. Детство – Пресс, 2000.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом «тычка» с
детьми». Москва. Гном и Д, 2001.
16. Хархан Г.В. «Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования»
«Логопед», 2004 - № 5
17. Швайко Г.С.«Народное искусство и детское творчество». Занятия по
изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный
издательский центр Владос, 2001.
18. Шибанова Н.Я. «Народное искусство в творчестве детей. Хохлома». Пермь.
Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
19. Шпикалова Т.Я. «Народное искусство на уроках декоративного рисования».
Москва. Просвещение, 1979.
20. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство: Основы народного и декоративноприкладного искусства». Москва. Мозаика-Синтез, 1996.

13

Приложение 1
Календарный учебный график
Период анкетирования родителей
(законных представителей)
воспитанников
Начало учебного периода
Положительность учебного периода
Кратность занятий в неделю
Продолжительность занятий
Объѐм недельной нагрузки
Мониторинг усвоения ДОП
Конец учебного периода

С 1 по 30 сентября
1 октября
С 1 октября по 31 мая
2
25 минут
50 минут
с 23 по 31 мая
31 мая

Дополнительная
образовательная услуга

Количество занятий в
неделю/месяц

Длительность в неделю/
месяц

«Матрѐшкины секреты»

2/8

50 мин/400 минут

Итого:

64

3200 минут/53,3 ч

Учебный план
№
1

Наименование раздела
Дымковская роспись

Количество часов
12

2
3

Филимоновская роспись
Хохломская роспись

8
14

4

Городецкая роспись

14

5

Гжельская роспись

14

Количество часов по программе

62 + 2 часа – рисование по
замыслу

14

Приложение 2
Календарно-тематический план
№
п/п

Тема занятия

Материалы

Цель

Дымковская роспись
1-2

«Чем знаменито
Дымково?»

Дымковские игрушки,
иллюстрации, картинки,
открытки для
рассматривания

3-4

«Дымковские узоры»

1.Д/и: «Укрась
дымковскую игрушку».
2.Д/и: «Подбери краски
к дымковской игрушке».

5-6

«Козлик»

7-8

«Хвост Индюка»

Трафарет барина,
раскраска с
изображением
дымковских игрушек

910

«Наряд барыни»

1.Вырезывание с детьми
юбки барыни по
трафарету
2.Д/и: «Узнай элементы
узора»

Д/и: «Разрезные
картинки»

Познакомить детей с созданием
дымковской
игрушки,
последовательности действий.
Воспитывать интерес к народноприкладному искусству.
Познакомить
детей
с
инструментами (кисть, тычок) и
техникой рисования основных
элементов дымковской росписи
(солнышко, точка, прямая и
волнистая линии, круг, сеточка
и т.д.) Обратить внимание детей
на особенность дымковской
палитры – яркие, праздничные
цвета. Развивать у детей
эстетические чувства
Учить
детей
расписывать
узорами игрушку-силуэт по
народным
(дымковским)
мотивам. Использовать разные
элементы росписи (прямые
линии,
волнистые,
точки,
кольца,
круги,
овалы).
Воспитывать у детей вкус,
чувство
цвета,
умение
рассказывать о своей работе и о
работах своих товарищей.
Продолжать знакомить детей с
дымковскими
узорами
на
примере росписи декоративного
оперения хвоста индюка. Учить
детей
завершать
роспись,
используя кисть и печатку тычок. Воспитывать чувство
ритма, согласовывая узор с
округлой формой хвоста.
Упражнять детей в росписи,
дорисовывая узоры на юбках.
Закрепить различные приѐмы
кистью:
проведение
линий
разной толщины и направлений,
нанесения
отпечатка
всей
кистью и
15

1112

«Веселая Дымка»

Трафареты дымковских
игрушек

Тренировать
детей
в
самостоятельной
росписи
дымковских игрушек
Филимоновская роспись

1314

«Филимоновский
промысел»
«Разноцветные
орнаменты»

Иллюстрации, открытки,
слайды с изображением
филимоновских
промыслов.
Наблюдение за работой
воспитателя
Д/и «Продолжи узор»
Д/и «Найди лишнее»

Познакомить
детей
с
Филимоновской игрушкой, еѐ
особенностями,
историей,
некоторыми
элементами
(полоски,
елочки).
Учить
ритмично располагать узор на
полосе.
Совершенствовать
технические умения и навыки
работы кистью. Воспитывать
интерес к народной игрушке.

1516

«На ферме»

Загадки про домашних
животных.
Русская народная игра
«Карусель»
Д/и «Найди пару»
Д/и «Разрезные
картинки»

Учить
детей
расписывать
традиционные
формы
филимоновских
игрушек
животных. Закреплять знания о
композиционном расположении
филимоновского
узора
в
различных
формах.
Воспитывать аккуратность в
работе.

1718

«Сельские барышни»

Д/и «Что изменилось»
Картон для вырезания
сельской барышни

1920

«Весѐлый праздник в
мастерской деда
Филимона»
(коллективная работа)

Раскраски с
филимоновской
росписью

Учить
расписывать
силуэт
филимоновской
барышни.
Закрепить рисование элементов
– ѐлочка, полоски, цветок,
кончиком кисти. Воспитывать
любовь к народному искусству.
Учить детей использовать ранее
полученные знания и навыки о
филимоновской
росписи.
Совершенствовать умения на
знакомых силуэтах составлять
композицию из элементов –
ѐлочка,
полоски,
цветок.
Воспитывать
инициативу,
самостоятельность, активность.

Хохломская роспись
2122

«Красной ягодки
глазок - золотистый
завиток»

Хохломские изделия
Д/и «Народные
промыслы»

Познакомить
детей
с
хохломской росписью - ее
производством,
историей.
Познакомить
с
элементом
росписи
(трилистником,
осочками,
криулем
центральной
линией).
16

2324

«Узор травка»

Русская народная игра
«Перетяни канат»

2526

«Чудо-чудное,
диводивное - золотая
хохлома»

Стихотворения,
частушки, пословицы о
народном промысле
Д/и «Исправь ошибки
Незнайки

2728

«Хохломские ковши –
птицы»

2930

«Ложка точеная, ручка Картинки с
- золочѐная»
изображением цветов,
листьев, птиц для
сравнения их с
Хохломской росписью

Запись музыкального
произведения «Исток
хохломы» (муз.
В.Новикова, сл.
Н.Смирнова

3132

«Русский сувенир»

Раскраски с
изображением
хохломской посуды
Д/и «Сказочная ветка»

3334

«Золотая Хохлома»

Разные плоскостные
геометрические формы круг, квадрат, овал и т.д.

Упражнять в рисовании уже
знакомых
элементов.
Закреплять умение рисовать
всем ворсом, концом кисти.
Познакомить новым элементом
хохломской росписи (завиток).
Закрепить с детьми характерные
особенности
(цвет,
фон,
материал).
Воспитывать
аккуратность,
умение
объективно оценивать детские
работы.
Познакомить
детей
с
традициями
хохломской
росписи, еѐ элементами: цветы,
травка. Закрепить знания о
цветовой гаммой хохломской
росписи. Воспитывать интерес и
любовь к искусству.
Закрепить умение пользоваться
тычком при рисовании ягод.
Развивать чувство цвета, умение
передавать колорит росписи.
Развивать чувство любви к
прекрасному.
Учить
располагать
композиционный
узор
на
округлой форме. Продолжать
учить
рисовать
криуль,
располагать на нем элементы
хохломской росписи (цветы,
ягоды,
листья,
осочки,
трилистник).
Воспитывать
любовь к искусству хохломской
росписи.
Закреплять умение рисовать
простейшие
элементы
хохломского узора: ромашки,
простые трилистники, осочки способом примакивания, ягоды
смородины - тычком. Учить
ритмично располагать узор на
горшочке.
Совершенствовать
умение
подбирать
цвета
красок
соответственно фону бумаги.
Продолжать знакомить детей с
хохломской росписью, учить
подбирать цвета красок к фону
чаш, ваз. Закреплять умение
задумывать
и
составлять
композицию
из
знакомых
17

элементов хохломской росписи.
Закреплять умение рисовать
концом
кисти,
тычком,
правильно набирать краску на
кисть.
Развивать
творческие
способности
детей,
самостоятельность.
Городецкая роспись
3536

«В гостях у
городецких мастеров»

3738

«Городецкие узоры»

3940

«Городецкая роза»
.

4142

«Роспись городецкой
посуды»

Иллюстрации, картинки,
открытки и изделия.
Картинки с
изображением цветов,
коней, птиц для
сравнения их с
городецкой росписью

Д/и: «Подбери схему к
узору»
Д/и: «Узнай элементы
узора»

Д/игра «Дорисуй»

Русская народная игра
«Гусеница с
верѐвочкой»

Познакомить детей с историей
Городецкого
промысла
с
особенностями
росписи,
цветовой
гаммой
и
традиционными
элементами:
розан, ромашка, купавка и
бутон, а так же дать знания о
целебной силе ромашки. Учить
детей технике рисования этих
элементов
и
последовательности
выполнения
работы:
«подмалѐвка»,
«тенѐвка»,
«оживка». Воспитывать любовь
к народному искусству.
Продолжать
знакомить
с
городецкой росписью, учить
узнавать и называть элементы
росписи (бутон, листок, розан,
купавка).
Учить
рисовать
бутоны и листья. Закрепить
умение рисовать всей кистью и
концом.
Развивать
художественный вкус.
Познакомить детей с новыми
элементами: «роза», «листочек»
и
последовательности
выполнения гирлянды. Учить
детей изображать различную
форму листьев, объединяя их в
группы из трех, пяти и более
штук. Упражнять в правильном
выполнении
«малѐвки»,
«теневок»
и
«оживки».
Развивать плавность движения
руки в выполнении узоров
Учить детей составлять узор из
уже
знакомых
Городецких
элементов:
«купавок»,
«бутонов»,
«листочков»,
«ромашек». Закрепить с детьми
технику рисования всей кистью
18

4344

«Конь вороной»

4546

«Узор на кухонной
доске»

4748

Д/и «Найди лишнее»
Картинки с
изображением цветов,
коней, птиц для
сравнивания их с
Городецкой росписью

Раскраски с
изображением
городецких изделий

«Как в волшебном
Трафареты изделий
Городце…» (работа по
замыслу)

и еѐ кончиком. Воспитывать
интерес
к
декоративноприкладному
искусству.
продолжать
формировать
умение понимать эмоции других
людей; познакомить с эмоцией
грусти; развивать способность
выражать эмоции вербально и
невербально; обучать приѐмам
саморегуляции;
снятие
психомышечного напряжения.
Учить
детей
изображать
Городецкого коня, выдерживая
последовательность рисования.
Составлять композицию из уже
знакомых элементов, упражнять
в симметричном расположении
узора.
Закрепить
умение
правильно
пользоваться
салфеткой.
Развивать
эстетические
чувства
и
глазомер.
Учить
детей
пользоваться
полученными
знаниями
о
Городецкой
росписи
и
составлять
оригинальные
композиции на доске. Закрепить
знания о городецкой росписи: еѐ
элементах, цвете и истории
возникновения.
Развивать чувство композиции,
умение
находить
удачное
сочетание цветов.
Продолжать
учить
самостоятельно
выбирать
элементы для своего узора,
подбирать их цвет, развивать
интерес к народным традициям
и обычаям, воспитать у детей
интерес и уважение к труду
мастеров, создающих красивые
вещи; приобщать детей к
народному
искусству;
воспитывать
на
образцах
народного творчества.

Гжельская роспись
4950

«Русская Гжель»

Наблюдение за узорами,
образовавшимися на
стекле от мороза и
сравнение их с
гжельской росписью.

Познакомить детей с новым
народным
промыслом,
его
историей возникновения.
Отметить
характерные
особенности Гжельской росписи
19

Гжельская посуда,
альбомы, открытки.

5152

«Блюдце»

5354

«Капелька»
.

5556

5758

Раскраски с
изображением
гжельской посуды.
Д/и « В Гостях у
народных мастеров»

Д/и: «Найди пару»

«Незабудковая Гжель» Д/и: «Разрезные
картинки»

«Зимняя сказка
Гжели»

Д/и: «Подбери узор»
Д/и «Исправь ошибки
Незнайки»

(используется только синяя
краска и еѐ оттенки, узор
наносится на белый фон).
Познакомить детей с простыми
основными
элементами
росписи.
Учить детей использовать уже
знакомые элементы (точки,
бордюры,
сеточка,
прямые
линии)
в
украшении
праздничного
блюда.
Закреплять умение ритмично
располагать узор на овальной
форме.
Воспитывать
аккуратность
в
работе
с
красками
Познакомить детей с новым
элементом Гжельской росписи –
«капелька»,
и
другими
элементами (листочек, веточка,
цветок в виде ромашки),
которые
изображают
с
помощью основного элемента
«капельки». Учить располагать
узор на круге, используя уже
пройденные и новые элементы.
Познакомить
детей
с
круговоротом воды в природе
на
примере
капельки.
Воспитывать интерес к русской
культуре
Познакомить
детей
с
традиционной
техникой
гжельского мазка – мазок с
тенью. Учить детей получать
различные
оттенки
синего
цвета, разбавляя краску водой и
белилами, а также правильно
распределять краску на кисти (к
краю кисти еѐ должно быть
больше, а к середине меньше).
Развивать плавное движение
кисти рук.
Закрепить с детьми историю
Гжельской
росписи и
еѐ
элементы: цветок розы, лист,
капелька,
прямые
линии,
сеточка,
веточки,
точки,
бордюры.
Отметить
особенности гжельской росписи
- синий и белый цвет.
20

5960

6162

«Роспись чайного
сервиза»

Белила, игрушечная
пластмассовая посуда

«Добрым людям на
Листы ватмана
загляденье»
(рисование по замыслу
парами)
.

Упражнять детей в украшении
гжельской росписью бумажную
посуду,
используя
все
накопленные знания и навыки
самостоятельно.
Совершенствовать
технику
рисования линий и мазков.
Воспитывать любознательность
Развивать у детей интерес к
искусству Гжельской росписи.
Способствовать
развитию
эстетического
вкуса,
формированию
восприятия
прекрасного.
Закреплять знания детей о
характерных
особенностях
Гжельской росписи

21

Приложение 3
Правила рисования краской
1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая
сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с
кистью движется впереди линии.
3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку
держать наклонно к бумаге.
4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и
касаться бумаги только концом кисти.
5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в
одном направлении и только в одну сторону,
каждый раз начиная
движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один
раз.
7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

22

Приложение 4
Игры по ознакомлению детей с
декоративно - прикладном искусством
Дидактическая игра «Назови правильно»
Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их
признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор,
составлять описательный рассказ.
Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись; уметь
обосновать свой выбор, называть элементы росписей, отгадывать загадки. Воспитывать у
детей чувство гордости за родной край – край умельцев и мастеров.
Дидактическая игра «Составь хохломской узор»
Цель: Закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации.
Закреплять название элементов росписи («осочки», «травинки», «трилистики»,
«капельки», «криуль»). Поддерживать интерес к хохломскому промыслу.
Настольная игра «Домино»
Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве – игрушке;
умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об
изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к
прекрасному.
Дидактическая игра «Угадай и расскажи»
Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм
народного декоративно-прикладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь
объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, еѐ колорит и композицию узора на
изделии. Развивать эстетический вкус.
Дидактическая игра «Городецкие узоры»
Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы
росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок
для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для
составления композиции.
Дидактическая игра «Художественные часы»
Цель: закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить
нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.
Дидактическая игра «Собери гжельскую розу»
Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации
по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

23

Приложение 5
Физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладному искусству
Кисточку возьмем вот так:
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх - вниз, вправо - влево
Гордо, словно королева,
Кисточка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнем
И опять стучать начнем.
Мы рисуем: раз, раз...
Всѐ получится у нас!

Рука опирается на локоть,
кисточку держать тремя пальцами, выше
металлической части.
Выполнять движения кистью руки.
Кисточку ставить вертикально.
Сделать несколько тычков без краски.

Держим кисточку вот так:
Это трудно?
Нет, пустяк!
Вправо-влево, вверх и вниз
Побежала наша кисть.
А потом, а потом
Кисточка бежит кругом.
Закрутилась, как волчок.
За тычком идет тычок!
«Курица с цыплятами»
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жѐлтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко!»
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
«Конь»
Конь меня в дорогу ждѐт
Бьет копытом у ворот.
На ветру играет гривой
Пышной, сказочной красивой.
Быстро я в седло вскочу
Не поеду - полечу
Цок-цок-цок, цок-цок-цок
Там, за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.

Рука опирается на локоть, кисточку
держать тремя пальцами, выше металлической
части. Движения кистью руки по тексту.
Кисточку держат вертикально. Выполняют
тычки без краски на листе

Дети выполняют движения в соответствии
стекстом.

Постукивание пальцами рук по столу.
Махи руками в стороны.
Постукивание пальцами рук по столу
Ритмичное сжимание кулачков обеих рук.
Помахать ладонями обоих рук.

24

«Птички»
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.

«Рисовали -1»
Мы сегодня рисовали
Наши пальчики устали
Наши пальчики встряхнем
Рисовать опять начнем
«Утята»
Встали как-то утром в ряд
Десять маленьких утят.
Посчитались, удивились,
На две группы разделились.
Перышки почистили,
Головками повертели,
Червячка склевали,
К речке побежали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное
положение,
Сверху присоединить сомкнутые прямые
остальные пальцы
Взмахи ладонями с широко раскрытыми
пальцами
Руки вверх, все пальцы широко расставить. То
же что и на первую строчку.
Ритмичное сжимание кулачков обоих рук.
Встряхивание кистями рук
Свести и развести ладошки рук.
Имитировать забивание гвоздика.
Руки вместе, руки врозь Заколачиваем гвоздь.
Постепенно разжать кулаки, по одному пальцу.
Показать 10 пальцев указательным и большим
пальцами изобразить удивительно раскрытые
клювы утят.
Руки в стороны, пальцы растопыренные
Щепоткой гладить по очереди от основания до
кончика пальчики другой руки. Пальцы
сложить в виде головок утят, покрутить ими из
стороны в сторону.
Хватательные движения клювами - пальцами.
Пальцы «побежали» по столу.

«Цветки»
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.

«Рисовали - 2»
Мы сегодня рисовали.
Наши пальчики устали.
Пусть немного отдохнут.
Рисовать опять начнут.
Дружно локти отведем Снова рисовать начнем

Медленно разгибать пальцы из кулачков.
Покачивание кистями рук вправо - влево.
Медленное сжимание пальцев в кулаки.
Покачивание кулачков вперед - назад.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки обоих
рук.
Развести локти и снова свести вместе.

25

«Теремок»
Стоит терем-теремок
Между двух лесных дорог.
В этом тереме тетери
Захотели печь пирог.
Если любишь пироги
Заходи, заходи.
«Дом»
На опушке дом стоит,
На дверях замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома частокол.
Тук, тук, дверь открой!
Заходите, я не злой.
«Кузнец»
Ой, кузнец-молодец
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
Отчего не подковать.
Вот гвоздь, вот подкова
Раз, два и готово.

Сложить из ладоней «крышу»
Протянуть руки вперед
Помахать ладонями скрѐстно
1-ми пальцами круговые движения
«стряпать» хлопки

«Домик» из ладоней
Руки в «замок»
Правый кулак накрыть левой ладонью
Скрестить ладони перед собой
Правым кулачком по левой руке
Открыть «воротики» вертикально.

Зовем к себе руками
Сжимать и разжимать 1-ый палец, кулачок сжат
Стучать кулачками
Круговые движения руками
Выставить поочередно каждую ладошку хлопки

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 21.02.2025.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (4842) 74-34-02

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».