Роль диалога в развитии речи

01.04.2020

Диалогическая речь


Учитель - логопед высшей квалификационной категории МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги – Егорова О.Н.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования связной речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, психически активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в речевом общении, обладал нормальным слухом и интеллектом.

Наилучшие результаты полноценного развития связной речи дошкольника отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно.

Под связной речью понимают смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связная речь-это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

Основная функция связной речи - коммуникативная. Она выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Связная речь осуществляется в двух основных формах: монологе и диалоге. Диалогическая речь – особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Дети 4-5 лет активно должны вступать в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

В среднем дошкольном возрасте дети учатся охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.Хочу такой сайт

Одним из условий диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи является разговор взрослого с детьми.

Это наиболее доступная форма речевого общения взрослого с детьми. Ребёнок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищённость.

С детьми надо разговаривать по любому удобному поводу, в разное время. Речь взрослого может быть оформлена в виде вопросов, в виде пояснений, в виде указаний, в виде объяснений. В возрасте 4-5 лет преобладают коллективные разговоры в группе. Дети должны уметь слушать взрослого и товарищей не перебивая, ждать очереди высказаться. С детьми можно разговаривать о том, что они видели на улице, о прочитанных книгах.

Для формирования диалогической речи используется приём словесных поручений. Например: «Света, подойди к папе и скажи: «Папа, дай, пожалуйста, попить».

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра. В среднем возрасте это могут быть такие игры: «Расскажем Карлсону, как правильно кушать», «Поучим Вини-Пуха делать пену.», «Угостим куклу чаем.», «Красивые причёски для куклы», «На чём люди ездят», «Для чего нужна посуда.», «На кого ты похож», «Угадай на вкус» и т. д.

Полезны сюжетно-ролевые игры. В 4-5 лет-это «Семья», «Детский сад», «Больница», «Ветеренарная лечебница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.

Для развития связной речи нужно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги ( « Гуси-лебеди», «Фанты», «Коршун»). В них закрепляется умение адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Диалогическая речь развивается в беседе. Это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребёнку, но требующие дополнительных пояснений. Например, беседы о детском саде, о том , что видели в магазине, на почте, о работе  родителей, о труде детей в детском саду, об игрушках, об одежде, о природе, о культуре поведения. Вот несколько названий бесед для детей 4-5 лет: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как мы умеем быстро умываться», «Кто лечит детей», «Как мы были в кукольном театре», «Как мы готовимся к Новому году», «Какая бывает посуда» и т. д.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».