Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 77 «Родничок» г. Калуги необособленное структурное подразделение «Аистенок»
(МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги НСП «Аистенок)
Рассмотрено и принято
на педагогическом совете:
Протокол № 1 от 31.08.2022 г.
Утверждено приказом
МБДОУ №77 «Родничок» г.Калуги
№ 676-3/01-19 от 31.08.2022г.
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
ДЛЯ РЕБЁНКА С РАС
2022 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
стр. 2
1. Цели и задачи ИОМ
стр. 3
2. Научные, методологические и методические основания ИОМ
стр. 4
3. Структура и содержание ИОМ
стр. 7
3.1
Диагностический блок
стр. 8
3.2
Коррекционно-развивающий блок
стр. 8
стр. 9
3.3
- технологии коррекционно-развивающей работы
- основное содержание и особенности коррекционно-развивающей
работы
- структура коррекционно-развивающих занятий
Блок взаимосвязи с родителями
стр. 10
стр. 12
стр. 13
Литература
стр. 13
ПРИЛОЖЕНИЕ
стр. 13
2
Пояснительная записка
Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребенка, в котором формируются многие виды
психической деятельности, является основой для дальнейшего развития, подготавливает ребенка к
школьному обучению.
Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
(на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением
современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место
занимают дети и подростки с расстройством аутистического спектра и выраженными
интеллектуальными нарушениями (умеренной и тяжелой умственной отсталостью), которые еще
сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую
среду. Данная программа ориентирована на данную категорию детей, которые посещают группы для
детей с интеллектуальными нарушениями.
Программа основывается на специальных психологических исследованиях, выявивших
потенциальные возможности детей с расстройствами аутистического спектра, которые могут быть
реализованы в процессе коррекционного обучения.
У детей данной категории наблюдаются характерные особенности в 3-ѐх,сферах развития:
социально-эмоциональной, коммуникативно-речевойи познавательной.
Особенности социально-эмоционального развития детей с РАС.
Особенности соц.
эмоц..docx
Особенности коммуникативно-речевого развития у детей с РАС.
Особенности ком.
реч..docx
Особенности познавательного развития у детей с РАС.
Особенности
познав..docx
1. Цели и задачи ИОМ
Цель ИОМ помочь каждому ребѐнку с РАС адаптироваться к социуму, содействовать всестороннему
максимально возможному его развитию.
Основные задачи коррекционной помощи детям данной категории являются:
- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг
увлечений;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- формировать сенсорное развитие;
- формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;
- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;
- развивать и корректировать детско-родительские отношения;
- повышать двигательную активность ребенка;
- стимулировать звуковую и речевую активности.
3
Целевая группа: маршрут рассчитан на ребенка дошкольного возраста (4-7 лет) с нарушениями
аутистического спектра.
Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия.
Продолжительность каждого занятия от 10 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе
занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное
состояние, может полностью изменить составленный план
занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что
ранее они вызывали у него интерес.
При организации работы с ребенком, имеющим расстройства аутистического спектра следует
придерживаться некоторых общих рекомендаций:
- налаживание эмоционального контакта с ребенком;
- регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;
- смена видов деятельности в процессе одного занятия;
- повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;
- игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоциональноличностной сферы ребенка;
- использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность
ребенка, и снять его патологическое напряжение;
- опора на сенсорные анализаторы;
Срок реализации маршрута: рассчитан на 3 года.
Параллельно оказывается психолого-педагогическая помощь родителям.
2. Научные, методологические и методические основания ИОМ
Гуманное педагогическое мышление основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих
философских и педагогических учениях Я. А. Коменского,К. Г. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Л. С.
Выготского, Я. Корчака, Ш. О. Амонашвилии др.
В центре внимания гуманной педагогики находятся такие образовательные ценности, как
индивидуальность ребенка, его самореализация, органичность, спонтанность, игра, творчество,
социальность, понимание, любовь. На основе гуманно-педагогического мышления основана гуманноличностная педагогическая система, которая базируется на понимании целостности природы ребенка,
ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией, как стихийных
стремлений личности ребенка до развития, взросления, свободы.
В соответствии с парадигмой гуманной педагогики необходимо основывать работу по программе на
таких принципах, как:
1) отношение к личности в контексте ее уникальности, целостности и неоднозначности
проявлений;
2) гибкость и индивидуальное планирование учебного процесса;
3) особые требования к педагогу, который выполняет коррекционный процесс:
- внимательность к индивидуальным проявлениям аутичных детей, умение их понимать,
подхватывать, обыгрывать, менять стиль взаимодействия с ребенком в соответствии с меняющимся у
них состоянием;
- необходимо в любой момент привлекать и поддерживать внимание аутичного ребенка,
увлечь его той деятельностью, которую он предлагает, создавать для него пространство самовыражения
в внешнем мире;
- направленность на успех, умение видеть позитивные сдвиги в развитии каждого ребенка.
Кроме педагогического мастерства, важным является также создание благоприятной для обучения и
развития ребенка с аутизмом (как и для любого другого ребенка) среды, а именно - социальной
4
ситуации развития (Л. С. Выготским). Как известно, социальная ситуация развития - это неповторимая
специфическая связь между ребенком и средой, при этом имеющая два плана отношений: отношения
«ребенок - общественный взрослый» - как представитель социальных требований, норм и
общественных смыслов действительности и отношения «ребенок - близкий взрослый и сверстник»,
которые реализуют индивидуально-личностные отношения. Только при таких условиях «ребенок близкий взрослый и сверстник» возможно настоящее социальное развитие аутичного ребенка.
Системный подход при реализации программного материала как особая методологическая установка
помогает проанализировать природу и содержание определенного явления, раскрыть его структурные
компоненты и связи между ними, объяснить его свойства. В психолого-педагогическом контексте
системный подход предполагает соблюдение целостного видения в формировании всей психической
сферы ребенка: составляющие психики, связи между ними и условия согласованного развития.
Новейшая парадигма обучения и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра - это
результат анализа и переосмысления сущности процесса психолого-педагогического воздействия на
детей с аутизмом в призме мировой практики и опыта.
По новейшей парадигме определены главные концептуальные подходы к построению коррекционноразвивающего и воспитательных процессов для дошкольников с аутизмом:
Направленность на целостное развитие (главные ориентиры развития психомоторный,
социальный и общий интеллект);
Становление социальных качеств как приоритетное направление развития, которое
должно стать стержнем во всех видах коррекционно-развивающей работы с ребенком;
Организация коррекционно-развивающих и обучающих занятий в условиях индивидуального
обучения и микрогруппы;
Оценка эффективности образовательного процесса по показаниям индивидуального развития
ребенка (индивидуальная коррекционно-развивающая программа);
Последовательная работа с семьей.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана на индивидуальное
обучение и развитие каждого воспитанника по всем разделам программы.
На каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, который строится с учетом следующих
принципов:
Опора на уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Единство требований в образовательном учреждении и в семье.
Коррекция и развитие с учетом интересов ребенка.
Доступность, повторяемость и концентричность предложенного материала.
Коррекционная направленность образовательного процесса.
Работа с детьми строится с учетом следующих дидактических принципов:
- комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс нарушений, в работе принимают
участие не только дефектолог, но и психолог, логопед и родители;
- максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы, так как
формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации
функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;
- опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие
звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;
- поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над
каждым типом задания проводится в определенной последовательности;
- учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с
дозированной помощью со стороны учителя;
5
- усложнения материала, с постепенным включением трудностей в работу;
- онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и
ее составляющих в онтогенезе.
Параллельно с коррекционно-развивающим процессом оказывается психолого-педагогическая помощь
родителям. В процессе оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с аутистическими
нарушениями важным направлением работы педагогов является организация взаимодействия с
родителями.
Работа с родителями включает следующие виды деятельности:
- изучение опыта семейного воспитания, имеющихся проблем и достижений; формирование
педагогической культуры, обучение родителей умениям взаимодействовать с ребенком, понимать его
сигналы и потребности;
- оказание консультативной помощи в организации занятий с ребенком дома;
- распространение и обмен опытом. Особое внимание уделяется включению ребенка в семейный
социум, поскольку для успешности коррекционной помощи важно, чтобы с ребенком помимо педагогов
занимались все члены семьи.
Педагог обучает родителей созданию особой адаптивно-адаптирующей среды, способствующей
сглаживанию аутизма у ребенка, помогает в решении его проблемного поведения. Организация
адаптивно-адаптирующей среды для детей с аутистическими нарушениями предполагает специально
создаваемые и поддерживаемые взрослыми условия, которые делают образовательную среду
управляемой (т.е. адаптированной) к потребностям и возможностям ребенка и одновременно
приспосабливающей (т.е. адаптирующей) самого ребенка к окружающей действительности.
Немаловажное значение имеет вопрос принятия ребенка родителями. Если родитель отрицает факт
нарушения развития ребенка, либо находится на стадии поиска виноватого, то кроме обучения его
приемам коррекционной помощи важно помочь сформировать адекватное отношение к ребенку и
изменить свои ценностные ориентации. Реализация этих задач расширяет возможности оказания
адекватной помощи ребенку с аутистическими нарушениями.
Педагогический эффект программы заключается в деятельностном подходе и во включении детей с
РАС в разные виды игровой и обучающей деятельности, различные по содержанию, уровню сложности
и степени социального опосредования.
В процессе занятий с детьми с РАС следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по
проведению коррекционно-развивающих занятий:
Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия
близких взрослых с ребенком.
Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания
и обучения ребенка.
Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной
сферы ребенка.
Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В
самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально
использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством:
разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения,
Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При
работе с данной группой необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно
6
поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми мяч», «Дай пирамидку»,
«Построй башню».
В связи с трудностью подражания, переформулировки на себя схемы действия, а частои просто
моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая
помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные
направляющие действия»). При работе сданной группой непосредственно используется
поддержка руки, «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую
активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое
актуально. Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо
привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание
пластилина, работу с палочками.
Опора на сенсорные анализаторы. Использование «сенсорных панелей, геометрических фигур»,
«игрушек из материалов различной фактуры».
Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных
условий для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье.
Условия эффективности сопровождения:
1. Необходимость дополнительных усилий по адаптации ребенка в непривычных условиях.
2. Четкое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения.
3. Адекватная (соответствующая индивидуальным возможностям ребенка) коррекционнообразовательная деятельность.
4. Включение родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников
реабилитационного процесса.
5. Поддержание благоприятного психологического климата в учреждении.
3. Структура и содержание ИОМ
В качестве основных направлений процесса сопровождения выступают следующие: диагностическое,
коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское.
1. Диагностическое направление (диагностический блок) в нашей программе является комплексным,
включающим в себя участие всех специалистов и родителей и использование разных методов.
2. Коррекционно-развивающее направление(коррекционно-развивающий
блок)включает 2 этапа:
а. Деятельностный этап- единонаправленная скоординированная деятельность
специалистов согласно избранной стратегии работы с ребенком.
Обсуждение выявленных специалистами трудностей освоения образовательных
областей программы на внутренних консилиумах.
Решение об изменении индивидуального программного оснащения с учетом динамики развития
на текущий учебный год:
- определение приоритетных направлений с учетом зоны ближайшего развития;
- определение сроков работы (периода работы).
Коррекционно-развивающая работа по периодам.
б. Рефлексивный этап - период осмысления получаемых результатов, позволяющий уточнить и
оптимизировать содержание деятельности, основываясь на данных динамической диагностики.
В коррекционном блоке выделены следующие разделы:
7
Социально-эмоциональный раздел
Коммуникативно-речевой раздел
Познавательный раздел
3. Консультационно-просветительское направление (блок взаимодействия с родителями)
- комплексная помощь воспитаннику, родителям.
- включение родителей в образовательный процесс.
3.1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Диагностическое направление ориентировано на всестороннее изучение психолого-педагогических
особенностей конкретного ребенка с установлением ведущих этиологических факторов и
патогенетических механизмов:
Изучение протокола ОПМПК.
Первичное обследование и мониторинг специалистами команды (при необходимости
направление на дополнительное обследование).
Ознакомительные беседы с родителями (о раннем развитии, проблемах ребенка, планах и
«ожиданиях» родителей, выявление детско-родительских и семейных проблем).
Индивидуальное консультирование родителей о результатах мониторинга.
Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание
«+» или «-» динамики, причин, обсуждение результатов на внутренних консилиумах с целью
определения дальнейших направлений коррекционно-развивающей работы, длительности и
формы коррекционно-развивающего обучения.
Диагностическое направление состоит из 3х этапов:
1 этап – ориентировочный
2 этап - углубленной диагностики и определения зоны ближайшего развития
3 этап - динамической диагностики
Этапы.docx
3.2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК
Коррекционный блок составлен с использованием следующих программ и методической литературы:
1. Адаптированная
основная
образовательная
программа
дошкольного
образования
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 77 «Родничок»
города Калуги необособленного структурного подразделения «Аистенок»
для детей с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Скрипник Т. В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом
«Расцвет», которая разработана с учетом современных тенденций инклюзивного образования
детей с особыми потребностями, а также - новых подходов к обучению и развитию детей с
расстройствами аутистического спектра;
3. Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П. Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: Издательство «СОЮЗ»,2003;
4. Екжановой Е. А., Стребелевой Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующеговида для детей с
нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005;
5. Сборник ведущих специалистов факультета коррекционной педагогики БГПУ им. М. Танка:
Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации: Пособие для педагогов и родителей / С. Е. Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан и др.;
Науч. Ред. С. Е. Гайдукевич. – Мн.: УЩ «БГПУ им. М.Танка»,2007.
6. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития.
7. Коноваленко С.Д. Развитие познавательной деятельности у детей 5-7 лет.
8. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего
дошкольного возраста
8
9. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР
10. Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Развитие элементарных математических представлений.
Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР.
11. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических
представлений».
12. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР
13. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и
дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое
пособие
14. Забрамная С.Д., Боровик О.В. « Психолого- педагогическое обследование детей»
15. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.
Современные подходы к обучению и воспитанию детей с расстройствами аутистического спектра
требуют максимальной индивидуализации и учета потребностейкаждого ребенка в образовательном
процессе.
Технологии коррекционно-развивающей работы
На первых занятиях очень важно установить доброжелательные отношения между ребенком и
педагогом, очень важна заинтересованность обоих участников процессом. Это
создает предпосылки к тому, чтобы ребенок активно наблюдал за действиями педагога, подражал ему и
выполнял необходимые задания. Важный принцип работы – активное участие ребенка, создание
мотивации для того, чтобы он начал осваивать новые виды деятельности, которые он может выполнять
пока только с помощью взрослого. Поэтому на первых порах очень важно ориентироваться на интересы
и потребности ребенка, важно
изучить его: узнать, что ему приятно, что неприятно, что любит, чего не любит и т.д.
1.Технология опосредованного управления
1.docx
2. Технология коррекционно-развивающего обучения
2.docx
3. Личностно-ориентированные технологии
3.docx
4. Современные компьютерные технологии
4.docx
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии
5.docx
6. Арттерапевтические технологии
9
6.docx
7. Метод сенсорной интеграции
7.docx
8. Игровые технологии
8.docx
9. Метод предметно-практической деятельности
9.docx
10. Прикладной анализ поведения
10.docx
11. Альтернативные методы коммуникации и организации среды
11.docx
Основное содержание и особенности коррекционно-развивающей работы
Содержание блока отражает направления коррекционной помощи по четырѐм сферам развития ребенка
дошкольного возраста с РАС и выраженными интеллектуальными
нарушениями:
1. Формирование социально-эмоциональной сферы
2. Формирование социально-бытовых навыков
3. Развитие коммуникативно-речевой сферы
4. Развитие познавательной сферы
Такое деление материала в определенной степени условно, поскольку детям с аутистическими
нарушениями свойственна неравномерность развития, здесь важно определять и учитывать реальные
детские возможности.
Трудности ребенка с аутистическими нарушениями заключаются также в быстром пресыщении даже
приятными впечатлениями, поэтому предъявление взрослыми задач повышенной сложности,
требования немедленного выполнения действий без учета характерных для детей данной категории
задержанных реакций может усилить сложности
и трудности взаимодействия, вызвать вспышки негативизма, агрессии, самоагрессии.
Поэтому программный материал трансформируется в зависимости от детских особенностей,
подбираются понятные и интересные детям задания, упражнения и игры. Взаимодействие с таким
ребенком требует гибкости, постоянного поиска нешаблонных решений, поскольку проведение занятия
с ребенком с аутизмом полностью зависит от степени его заинтересованности и желания
взаимодействовать.
Работа по установлению контакта с детьми с ранним детским аутизмом должна проходить особенно
осторожно. Главным является снятие общей отрицательной оценки взрослого человека ребенком.
«Приручая» такого дошкольника, не нужно привлекать его зрительное внимание, обращаться
непосредственно к нему словом или жестом. После установления к себе положительного отношения
10
нужно помнить о пресыщаемости подобного ребенка в контактах, давать возможность ему отдохнуть,
не прерывая тактильного контакта.
В моменты интенсивной вестибулярной стимуляции необходимо фиксировать аффективную связь
момента удовольствия и взгляда, улыбки взрослого, добиваясь ответной реакции ребенка. Задания на
организацию зрительного внимания будут в данном случае не эффективны. На начальном этапе
используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, памяти, оптико-пространственных
представлений, наглядно действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и
речи.
Разнообразные приемы воздействия способствуют исключению подражательных инертных
стереотипов и стимулируют развитие способности детей переносить полученные умения в рамки
реального общения. Положительное подкрепление применяется в виде кратких одобрений или
соответствующих жестов.
Разделы коррекционного блока и их содержание
Содержание каждого коррекционного блока ориентировано на обучение и развитие детей с
расстройствами аутистического спектра. На сегодня нет разработанных стандартов оказания психологопедагогической помощи детям с РАС дошкольного возраста, а также соответствующей квалификации
специалистов. И даже те дети с РАС, которые приобщены к коррекционной работе (например,
индивидуальным занятиям с логопедом или психологом, или групповым занятиям, на которых детей
сопровождают их родители), не всегда развиваются эффективно.
Вообще невозможно предсказать, какие достижения аутичные дети продемонстрируют в том или
ином возрастном срезе. Учитывая отсутствие закономерностей развития в соответствии с возрастом у
детей с РАС следует ориентироваться на актуальный уровень развития, насколько у ребенка
сформирована та или иная сфера (социально-эмоциональная, коммуникативно-речевая и
познавательная), ориентируясь по определенному уровню его становления. Это соответствует
актуальной зоне развития, зная которую можно наращивать алгоритм развивающих задач с целью
расширения функциональных возможностей ребенка.
Объединенные данные по каждой линии развития представлены ниже.
Содержание коррекционной работы по основным разделам программы
Социально-коммуникативное развитие
Социально-комму
никативное.docx
Коммуникативно-речевое развитие
Коммуникативноречевое.docx
Познавательное развитие
Познавательное.d
ocx
Художественно - эстетическое развитие
Художественно-эст
етическое.docx
Физическое развитие
11
Физическое.docx
Структура коррекционно-развивающих занятий
Построение хода занятий должно отвечать следующим требованиям:
Создание коммуникативных ситуаций.
Осуществление смен различных видов деятельности.
Использование рациональных сочетаний различных приемов.
Постепенное усложнение форм работы.
Коррекционно-развивающее занятие имеет четкую временную организацию - начало и конец, которые
обозначаются звуковым сигналом (звонком колокольчика).
Комплексный подход предполагает решение нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия
(интегративность). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных
на формирование предпосылок к эмоциональному контакту, общению и развитие речи. Упражнение
заканчивается прежде, чем оно наскучит детям. Своевременное переключение на другую деятельность
должно происходить при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных
конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.
Ход занятия - это план того, что ожидается от занятия. Такой план желательно составить письменно,
чтобы была возможность заглянуть в него или что-то пометить во время занятия, фиксируется порядок
выполнения заданий, отмечаются особые моменты в
поведении детей; необходимые замечания на будущее.
Следует отметить, что планирование занятия и его предварительная организация не означают, что по
ходу не должны вноситься изменения. В зависимости от состояния детей, от того, как проходит
усвоение навыка, может меняться порядок заданий, продолжительность их выполнения, характер
обучения. Коррекционные занятия, как правило, состоят из большого количества заданий,
направленных на отработку определенных навыков.
Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно- исполнительной,
оценочно-рефлексивной.
Вводно-мотивационная (1-3 мин) включает ритуал приветствия, установление и поддержание
эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок на позитивную
ориентацию на занятии и совместную деятельность.
Содержание операционно-исполнительной предусматривает реализацию определенного этапа
программы обучения.
Оценочно-рефлексивная (2-5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание
деятельности детей, рефлексирование происходящего.
В ходе коррекционных занятий индивидуальная программа каждого ребенка конкретизируется, ее
содержание дополняется в соответствии с динамикой развития ребенка (не реже одного раза в три
месяца). Индивидуальные занятия проводятся с использованием элементов поведенческого подхода.
Место, где проводятся индивидуальные занятия, отвечает следующим
требованиям:
1) Минимально возможное количество стимулов, которые могут отвлечь внимание детей.
2) Доступность материалов - дети легко могут достать или убрать их.
Материалы для занятий подбираются так, чтобы они: соответствовали содержанию занятия; были
понятны всем детям, которые будут принимать участие в занятии (например, если кто-то из детей не
соотносит предметы и их изображения, то для него нужно подобрать реальные предметы по изучаемой
теме); были интересны детям, с одной
стороны, а с другой - не привлекали преимущественного внимания к свойствам, не относящимся к
содержанию занятия. Прежде всего, здесь имеются в виду особые сенсорные пристрастия аутичных
детей, природа которых - в нарушении избирательности
восприятия.
У каждого ребенка индивидуальная система поощрения (в основном, «жетоны»: машинки, мишки и т.д,
социальные поощрения: эмоционально окрашенная похвала, тактильный контакт и т.п.) Поощрения 12
это то, что помогает ребенку удерживаться в ситуации занятия, преодолевать собственные желания,
которые иногда идут вразрез с тем,
что от него требуют. Конечно, надо учесть и стереотипность аутичных детей, и их интерес
к новому, найти предметы, которые им нравятся. Этого может быть недостаточно. В таких случаях
необходимо прибегать к подкреплениям. Говоря кратко, в зависимости от того, научается ли ребенок
требуемому навыку, мы поощряем его видимым образом: он получает то, что выбрал заранее (любимую
игрушку, лакомство, может на некоторое время заняться тем, что он любит и т.п.).
3.3 БЛОК ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Задачи:
- Информационная поддержка (лечебно-педагогическая литература, книги и брошюры, описывающие
жизненный опыт семей с ребенком, имеющим нарушения, автобиографические книги самих людей с
проблемами, информация в области защиты прав детей и т. д.).
- Укрепления родительской компетентности.
- Сопровождения семьи, эмоциональной поддержки, поиска ресурсов.
- Вовлечение семьи в коррекционно-развивающий процесс, установление партнерских
отношений.
- Обучение членов семьи новым, более эффективным приемам взаимодействия, общения, навыкам
обучения и воспитания.
- Развитие родительской компетенции.
- Создание условий для переноса приобретенных ребенком умений и навыков в обычную жизнь.
Формы работы с семьями:
1) Консультативные встречи (по запросу).
2)Включение родителей в процесс занятий с ребенком.
3)Общие родительские собрания (2 раза в год) и индивидуальные беседы с педагогами и
специалистом группы.
4)Привлечение членов семей к организации праздников для детей.
5) Выдача памяток, буклетов и рекомендаций.
Литература
Литература.docx
Приложения
Приложение 1. Диагностическая таблица динамики развития
приложение
1.docx
Приложение 2. Логопедический блок
приложение
2.docx
Приложение 3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ НА РЕБЁНКА С РАССТРОЙСТВАМИ
АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
приложение
3.docx
13