Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 77 «Родничок» города Калуги
(МБДОУ № 77 «Родничок» г. Калуги)
Принята на педагогическим советом
МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги
протокол №2 от 14.10.2019 г.
НСП «Колокольчик» протокол №2 от 14.10.2019 г.
НСП «Лучик» протокол №2 от 15.10.2019 г.
Утверждена приказом МБДОУ № 77
«Родничок» г. Калуги от 15.10.2019 г.
№1244-3/01-19
Дополнительная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Пластилинография» для детей 6 - 7 лет
(в новой редакции 31.08.2022 г.)
Срок реализации программы – 1 год (октябрь-май)
Калуга
2019 год
1
Авторы и составители программы:
Дурова Надежда Владимировна, заместитель заведующего по воспитательнообразовательной работе.
Комарова Елена Александровна, старший воспитатель.
Серегина Елена Владимировна, педагог-психолог.
Внутренняя экспертиза проведена Матвеевой Галиной Николаевной, заведующим
МБОДУ № 77 «Родничок» г. Калуги, Дуровой Надеждой Владимировной, заместителем
заведующего по воспитательно-образовательной работе в августе 2019 г.
2
Содержание
1.
Комплекс основных характеристик ДОП
4
1.1
Пояснительная записка
4
1.2.
Цели и задачи
5
1.3.
Содержание ДОП
6
1.4.
Планируемые результаты освоения ДОП
7
Комплекс организационно-педагогических условий
8
2.1.
Условия реализации ДОП
8
2.2.
Формы педагогической диагностики (мониторинга)
8
2.3.
Методические материалы
10
3
Список литературы
11
4
Приложения
12
2.
3
1.Комплекс основных характеристик ДОП
1.1 Пояснительная записка
Актуальность. В данной дополнительной общеразвивающей программе (далее –
ДОП) представлены основные компоненты оптимальной организации образовательного
процесса по обучению детей старшего дошкольного возраста лепки из пластилина.
В ФГОС ДО одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего
образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает
личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребѐнка, его
творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном
образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества,
мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности,
отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо
создавать предпосылку для «самостоятельного вхождения» в это искусство. Именно в
детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются
нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего
гражданина.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с
развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это
связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании
головного мозга,его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы
развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в
дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык,
письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что
вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных
движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а
такжевыполнять множество разнообразных бытовых и учебныхдействий.
В случае если развитие двигательной активности рук отстаѐт от нормального
течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при
этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином
благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребѐнка. Эта техника
кропотливая, интересная, необычная и очень приятная. Она способствует развитию
тактильных ощущений, развивает мелкую ручную моторику, расширяет представления
детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей,
совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию
движений их точность, ориентировку в пространстве, счетные операции и т.д.
Актуальность осуществления образовательной деятельности по данному
направлению находит свое отражение и в нормативно-правовых документах,
регламентирующих деятельность детской дошкольной организации (далее – ДОО).
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об образовании в
Российской Федерации» говорит о том, что «образовательные программы дошкольного
образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми
4
дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования».
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО) определяет развитие мелкой моторики как средство
умственного воспитания дошкольников, отражая интеграцию задач формирования
личности ребенка во всех образовательных областях.
Новизна данной ДОП состоит в том, что она универсальна и рассчитана для детей
групп общеразвивающей направленности и детей с общим недоразвитием речи, т.к.
направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики,
необходимых для выполнения предметно-практических действий Методика программы
позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов
деятельности и переключения внимания.
Адресат ДОП: дети с ОНР и дети групп общеразвивающей направленности 6-7 лет
(подготовительная группа). В кружок зачисляются все желающие по письменному
заявлению родителей (законных представителей) воспитанников. Далее – родители
(законные представители) воспитанников, подписывают с ДОО двухсторонний договор об
оказании платных дополнительных образовательных услуг.
Объѐм ДОП. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Продолжительность одного занятия – 30 минут. Занятия проводятся два раза в
неделю во второй половине дня (16.00-16.30)
Таблица 1. Объѐм ДОП
Дополнительная
образовательная услуга
Количество занятий в
неделю/месяц
Длительность в неделю/
месяц
«Пластилинография»
2/8
1 час/4 часа
Итого:
64
32 часа
Формы обучения – групповые, традиционные с использованием всех видов
деятельности, характерных для данного возрастного этапа в соответствии с ФГОС ДО.
1.2. Цели и задачи
Цель ДОП: Развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к
искусству у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
Знакомить детей с пейзажем как жанром изобразительного искусства посредством
пластилинографии.
Совершенствовать технику рельефной лепки
Учить использовать узоры из декоративно-прикладного искусства при создании
лепных картин.
Развивающие: развивать образное мышление; интерес к экспериментированию в
работе, мелкую моторику.
Воспитывающие: воспитывать интерес к работе пластилином на горизонтальной
поверхности, трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус. Воспитывать у детей интерес
5
к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное
взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.
отношение
и
1.3. Содержание ДОП
Методы: определяются в соответствии с целью и задачами. Применяются
эмпирические (изучение документации на ребенка, наблюдение за детьми, игровые,
словесные, практические, процесс обучения и воспитания по разработанной системе) и
статистические методы – количественные и количественные, предназначенные для
анализа проделанной работы в ходе мониторинга усвоения детьми ДОП.
Таблица 2. Методы, средства и приѐмы работы
Методы
Средства
Словесные методы: рассказ,
Устное или печатное слово: фольклор: песни, потешки,
объяснение, беседа,
заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и
разъяснение, поручение,
прозаические
произведения
(стихотворения,
анализ ситуаций, обсуждение, литературные сказки, рассказы, повести и др.);
увещевание, работа с книгой
скороговорки, загадки и др.
Наглядные методы
Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные
пособия
Метод иллюстрирования
Предполагает применение картинок, рисунков,
изображений, символов, иллюстрированных пособий:
плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др.
Метод демонстрации
Связан с демонстрацией способов действия, объектов,
опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов и
др.
Метод показа
Различные действия и движения, манипуляции с
предметами, имитирующие движения и др.
Методы практического обучения
Упражнения (устные,
Скороговорки,
стихотворения.
Музыкальнографические, двигательные
ритмические
движения,
этюды-драматизации.
(для развития общей и мелкой Дидактические,
музыкально-дидактические
игры.
моторики) и трудовые)
Различный материал для продуктивной и творческой
деятельности.
Приучение
Технические и творческие
действия
Методы проблемного
Рассказы, содержащие проблемный компонент;
обучения
картотека логических задач и проблемных ситуаций;
объекты и явления окружающего мира; различный
Познавательное проблемное
дидактический
материал;
материал
для
изложение
экспериментирования и др.
Диалогическое проблемное
изложение
Эвристический или
поисковый метод
Принципы реализации программы
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
6
1.4. Планируемые результаты освоения ДОП:
Ожидаемые результаты ориентированы не только на формирование отдельных
навыков, представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и
способностей, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей,
интеллектуальному удовлетворению.
К концу года дети:
- Владеют техническими навыками работы с пластилином и алгоритмом действий;
- Проявляют творчество, фантазию, реализовать свой замысел и самостоятельно
находят средства для его воплощения;
- Создают сувениры, украшения, поделки, преобразовывают предметы.
- Положительно относятся к результатам своей деятельности;
- Аккуратны, самостоятельны, усидчивы, стремятся добиваться хорошего
результата;
- Обладают умением ценить и уважать свой собственный труд и труд сверстников
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации ДОП
Материально-техническое обеспечение:
- отдельное групповое помещение с необходимой санитарной комнатой (туалет);
- столы и стулья по росту детей в соответствии с СанПиН;
- стол и стул для педагога;
- мольберт;
- шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- оборудование для проведения занятий (пластилин, стеки, крупы разных фактур,
трафареты, бусины, ватные диски, вата, картон,);
- ТСО (магнитофон).
Кадровое обеспечение.
Педагог, осуществляющий работу в кружке «Пластилинография», должен
удовлетворять следующим правилам по квалификации:
Среднее специальное или высшее педагогическое образование;
Владеет теоретическими основами дошкольного педагогического воспитания;
Должен владеть комплексом умений в следующих областях:
Знает законодательство, отраслевые нормы и инструкции, которые регулируют
сферу его деятельности;
Владеет приемами оказания немедленной медицинской помощи;
Владеет основными приемами педагогического и психологического общения с
воспитанниками, с учетом возрастной специфики;
Знает стандарты общения с детьми;
Знает возрастные особенности детей;
Владеет методами и приемами проведения мониторинга усвоения детьми ДОП;
Владеет методами профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
Знает основные современные технологии обучения детей;
Владеет методами общения с детьми и их родителями;
В совершенстве владеет этическими нормами;
Знает нормы ведения соответствующей документации;
Знаком с правилами обращения с соответствующим техническим оборудованием;
Знает нормативы санитарной и пожарной безопасности в учреждении.
7
2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга)
Показатель
Овладение основными
знаниями и умениями:
- правила безопасной работы
с разными материалами,
ручными инструментами;
- пластилин, виды
пластилина, его свойства и
применение;
- разнообразие техник работ
с пластилином;
- жанры изобразительного
искусства: пейзаж,
натюрморт;
- основы композиции,
выполненные в технике
пластилинографии;
- правила работы в
коллективе.
Творческая активность
Самостоятельность,
оригинальность
Таблица 3. Критерии оценки
Оценка
1. Ребенок освоил весь объем программного материала, но
испытывает трудности и нуждается в помощи педагога при
его применении.
2. Ребенок знает, понимает материал программы, но иногда
совершает
незначительные
ошибки,
испытывает
небольшие затруднения при его применении.
3. Ребенок твѐрдо знает, понимает, усвоил весь объем
программного материала.
1.Ребенок не активен, выполняет работу без особого
желания.
2.Ребенок активен, есть интерес к данному виду
деятельности, но выполняет работу по указанию педагога.
3. Повышенный интерес, творческая активность.
1.Операция выполняется только под постоянным
руководством педагога. Затрудняется в выявлении и
исправлении своих ошибок. Отвлекается, неусидчивый,
невнимательный. Не может отойти от образца или
предложенной схемы, не может добавить свои элементы
оригинальности.
2. Операция выполняется самостоятельно, но допускаются
незначительные ошибки. С помощью педагога находит
ошибки, может предложить пути их устранения.
Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но
иногда отвлекается. С помощью педагога может добавить в
своѐ изделие элемент оригинальности.
3. Ребенок в состоянии правильно самостоятельно
воспроизвести операцию, предлагаемую педагогом.
С помощью наводящих вопросов педагога может провести
анализ своих ошибок, найти пути их устранения. Ребенок
может отойти от образца и добавить свою изюминку,
оригинальность в изделие, самостоятельно, без помощи
педагога.
8
2.3. Методические материалы
Методическое обеспечение ДОП
№
п/п
Блок
1
Практический
2
Развитие
творческих
способностей
Материальнотехническое
оснащение
Пластилин,
стеки, картон,
бумага разной
формы и
величины,
салфетки,
клеенки.
Пластилин,
стеки, картон,
бумага разной
формы и
величины,
салфетки,
клеенки.
Дидактикометодической
материал
Давыдова Г.Н.
Пластилинография - 2.
– М.: «Издательство
Скрипторий 2003»,
2011
Смирнова Т.В.
Художественноэстетическое развитие
детей 6-7 лет (занятия
пластилинографией).Волгоград: Учитель
Корчаловская Н.В.,
Поевина Г.Д.
«Комплексные занятия
по развитию
творческих
способностей
дошкольников. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003
Форма
проведения
Занятие
Занятие
Методы и
приѐмы
обучения
Игровые,
наглядные,
словесные,
практические,
показ способа
действия, метод
пассивных
движение (по
необходимости)
Игровые,
наглядные,
словесные,
практические,
показ способа
действия.
9
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Пластилинография - 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011
2. Корчаловская Н.В., Поевина Г.Д. «Комплексные занятия по развитию творческих
способностей дошкольников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
3. Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 6-7 лет (занятия
пластилинографией).- Волгоград: Учитель
10
Приложение 1
Календарный учебный график
Период анкетирования родителей
(законных представителей)
воспитанников
Начало учебного периода
Положительность учебного периода
Кратность занятий в неделю
Продолжительность занятий
Объѐм недельной нагрузки
Мониторинг усвоения ДОП
Конец учебного периода
С 1 по 30 сентября
1 октября
С 1 октября по 31 мая
2
30 минут
60 минут
с 23 по 31 мая
31 мая
Объѐм ДОП
Дополнительная
образовательная услуга
Количество занятий в
неделю/месяц
Длительность в неделю/
месяц
«Пластилинография»
2/8
60 мин/240 минут
Итого:
64
1920 минут (32 часа)
11
Приложение 2
ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
№
п/п
1
Тема занятий
«Листик кленовый»
2
«Гроздь винограда»
3
«Яблоки поспели»»
4
«Солнышко в
тарелке»
5
«Астры и
хризантемы»
6
«Астры и
хризантемы»
(продолжение)
Программные задачи
Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы
его
использования:
прищипывание,
сплющивание,
оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение
частей путем примазывания одной части изделия к другой.
Развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание.
Вызывать у детей эмоциональное радостное отношение к
яркой осенней природе средствами художественного слова,
музыки, произведений живописи.
Обучать детей работам в технике «пластилинография»:
лепить отдельные детали, придавливать, приглаживать,
размазывать, разглаживать границы соединения частей.
Учить использовать для работы налепы. Развивать мелкую
моторику, усидчивость, внимание. Вызывать у детей
эмоциональное радостное отношение к своей работе и
работам товарищей.
Продолжать
освоение
приемов
пластилинографии.
Подвести к созданию выразительного образа посредством
цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать
пластилин в своей работе. Развивать внимание,
воображение. Воспитывать положительный интерес к
природе.
Развивать практические умения и навыки детей при
создании заданного образа посредством
пластилинографии. Учить использовать возможности
бросового материала для придания
объекту завершенности и выразительности. Развивать
мелкую моторику при
выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания
и сплющивания)
Способствовать развитию у детей эстетического
восприятия
окружающего
мира,
научить
замечать и любоваться природными формами растений.
Представить
осенний
цветок
астру. Продолжать осваивать навыки работы с
пластилином:
скатывать
длинные
колбаски
и делить их стекой на равные части, перекручивать
пластилиновые
колбаски
в
жгутики,
наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой
основы
Способствовать развитию у детей эстетического
восприятия
окружающего
мира,
научить
замечать и любоваться природными формами растений.
Представить
осенний
цветок
астру. Продолжать осваивать навыки работы с
пластилином:
скатывать
длинные
колбаски
и делить их стекой на равные части, перекручивать
12
7
8
9
10
11
12
13
пластилиновые
колбаски
в
жгутики,
наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой
основы
«Божья коровка, улети Формировать
интерес
к
окружающему
миру,
на небо»
реалистические представления о природе.
Учить использовать знания и представления об
особенностях внешнего вида насекомого.
Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на
вопросы, возникающие в ходе
выполнения работы
«Осенние деревья»
Обучать детей работам в технике «пластилинография»:
лепить отдельные детали, придавливать, приглаживать,
размазывать, разглаживать границы соединения частей.
Учить использовать для работы разнофактурный материал.
Развивать мелку моторику, усидчивость, внимание.
Вызывать у детей эмоциональное радостное отношение, к
яркой осенней природе средствами художественного слова,
музыки, произведений живописи.
«Осенние деревья»
Обучать детей работам в технике «пластилинография»:
(продолжение)
лепить отдельные детали, придавливать, приглаживать,
размазывать, разглаживать границы соединения частей.
Учить использовать для работы разнофактурный материал.
Развивать мелку моторику, усидчивость, внимание.
Вызывать у детей эмоциональное радостное отношение, к
яркой осенней природе средствами художественного слова,
музыки, произведений живописи.
«Разные деревья»
Учить передавать в работе характерные особенности
внешнего строения разных деревьев, способствовать
расширению знаний о многообразии растительного мира.
Продолжать знакомить со средствами выразительности в
художественной
деятельности:
цвет,
материал,
композиция. Воспитывать познавательный интерес к
природе.
«Подарки осени»
Закреплять знания детей о колорите осени, полученные в
процессе наблюдений за природой
в осенний период времени. Продолжать знакомить детей с
натюрмортом. Учить оформлять композицию из разных
объектов, объединенных единым содержанием. Закреплять
умения детей в работе с пластилином на плоскости. Учить
детей приему «вливания одного цвета в другой».
Воспитывать чувство любви к красоте родной природы
«Грибы-грибочки
Формировать у детей обобщенное понятие о грибах.
выросли в лесочке»
Развивать
умение
находить
связи
между формами настоящих и изображаемых грибов,
передавать
их
природные
особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах
пластилина:
мягкий,
податливый,
способный принимать заданную форму
«Ёжик с грибами»
Учить создавать выразительный и интересный сюжет в
полуобъеме, используя
нетрадиционную
технику рисования
пластилином.
Совершенствовать технические и
13
14
«Снежинка»
15
«Снежинка»
(продолжение)
16
«Снеговик»
17
«Снеговик»
(продолжение)
18
«Натюрморт из
чайной посуды»
изобразительные навыки, умения. Использовать в работе
различный бросовый материал.
Развивать детское творчество
Формировать эмоциональное восприятие окружающего
мира, реалистическое представление о природе и
снегопаде как природном явлении.
Используя пластилинографию, учить детей выражать в
художественно-творческой
деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать
их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять
инициативу и самостоятельность в создании снежинки с
помощью пластилина
Формировать эмоциональное восприятие окружающего
мира, реалистическое представление о природе и
снегопаде как природном явлении.
Используя пластилинографию, учить детей выражать в
художественно-творческой
деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать
их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять
инициативу и самостоятельность в создании снежинки с
помощью пластилина
Осваивать способ создания знакомого образа посредством
пластилина на горизонтальной
плоскости.
Закреплять
навыки
раскатывания,
сплющивания.
Стимулировать интерес к экспериментированию в работе;
включать в оформление работы
«бросовый»
материал
для
создания
необычных
поверхностей в изображаемом объекте.
Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво
сделанной поделки, реализации
конструктивного замысла.Воспитывать эмоциональную
отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в
определенное время года.
Осваивать способ создания знакомого образа посредством
пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять
навыки раскатывания, сплющивания.
Стимулировать интерес к экспериментированию в работе;
включать в оформление работы «бросовый» материал для
создания необычных поверхностей в изображаемом
объекте.
Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво
сделанной поделки, реализации конструктивного замысла.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,
происходящим в жизни детей в определенное время года.
Формировать эстетическое отношение к бытовым
предметам и их художественному изображению в
натюрморте. Закрепить представления детей о натюрморте.
Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить
располагать элементы узора на поверхности предмета.
Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая
14
19
«Натюрморт из
чайной посуды»
(продолжение)
20
«Веселый клоун»
21
«Чебурашка»
22
«Снегурочка»
23
«Новогодняя
игрушка»
24
«Ёлка новогодняя
огоньками светится»
25
«Зимняя картина»
26
«Замок доброго
волшебника»
27
«Замок доброго
места скрепления.
Формировать эстетическое отношение к бытовым
предметам и их художественному изображению в
натюрморте. Закрепить представления детей о натюрморте.
Развивать у детей чувство композиции, цвета — учить
располагать элементы узора на поверхности предмета.
Закреплять умение соединять части изделия, заглаживая
места скрепления.
Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного
искусства — портретом. Развивать чувство цвета.
Воспитывать интерес детей к цирковому искусству,
уважение к необычной профессии клоуна – веселить
людей, доставлять им радость своей работой.
Закрепить технику создания изображения на плоскости в
полуобъеме при помощи пластилина. Учить создавать
целостность объекта из отдельных деталей, используя
имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе,
примазывания, приглаживания границ соединения
отдельных частей. Развивать мелкую моторику рук.
Доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой
Развивать образное мышление, умение создавать знакомый
образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний
праздник, художественное слово, иллюстрации).
Добиваться реализации выразительного, яркого образа,
дополняя работу элементами бросового материала.
Использование данного вида работы, как источника,
доставляющего радость не только ребенку, но и
окружающим его людям.
Формировать у детей обобщенное представление о
елочных игрушках. Создавать лепную
картину с выпуклым изображением. Развивать творческое
воображение детей, побуждая
их самостоятельно придумать узор для своего шарика
Учить создавать лепную картину с выпуклым
изображением. Развивать творческое
воображение детей при украшении елочки. Развивать
мелкую моторику.
Познакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать
интерес к природе в разное время года. Продолжать учить
наносить рельефный рисунок с помощью стеки для
придания выразительности изображаемым объектам.
Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках
белого
Дать детям представление об архитектуре старинных
зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять
лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное
здание
башенками, зарешеченными
окошками
с
полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж
декоративными элементами (цветами, листиками). Учить
комбинировать в работе разные по структуре материалы.
Дать детям представление об архитектуре старинных
15
волшебника»
(продолжение)
28
«Замок доброго
волшебника».
Оформление
пространства вокруг
замка (продолжение)
29
Коллективная работа
«Рыбки в аквариуме»
30
Коллективная работа
«Рыбки в аквариуме»
(продолжение)
31
Лепка по замыслу
32
«Теремок»
33
«Теремок»
(продолжение)
Оформление
пространства вокруг
теремка
34
«Матрешка»
35
«Удивительная
дымка» (куклаводоноска)
зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять
лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное
здание
башенками, зарешеченными
окошками
с
полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж
декоративными элементами (цветами, листиками). Учить
комбинировать в работе разные по структуре материалы.
Дать детям представление об архитектуре старинных
зданий. Продолжать развивать умения детей выполнять
лепную картину на плоскости. Учить украшать сказочное
здание
башенками, зарешеченными
окошками
с
полукруглыми сводами, оформлять сказочный пейзаж
декоративными элементами (цветами, листиками). Учить
комбинировать в работе разные по структуре материалы.
Создавать лепную картину с выпуклым изображением.
Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать
желание трудиться в коллективе, положительное
отношение к сверстникам.
Создавать лепную картину с выпуклым изображением.
Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать
желание трудиться в коллективе, положительное
отношение к сверстникам.
Учить детей выражать свои мысли посредством
художественной деятельности, применяя в практике все
свои умения, приобретенные на прошлых занятиях.
Развивать воображение, память, мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей работе
и работам товарищей.
Учить детей создавать сказочные здания, передавая
особенности их строения и архитектуры, характерные
детали.
Закрепить
способы
работы
в
технике
«пластилинография»: раскатывание, сплющивание,
выполнение декоративных элементов. Развивать у детей
творческое воображение. Побуждать детей вносить
объекты для изображения в соответствии с темой и
замыслом.
Учить детей создавать сказочные здания, передавая
особенности их строения и архитектуры, характерные
детали.
Закрепить
способы
работы
в
технике
«пластилинография»: раскатывание, сплющивание,
выполнение декоративных элементов. Развивать у детей
творческое воображение. Побуждать детей вносить
объекты для изображения в соответствии с темой и
замыслом.
Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с
историей создания русской матрешки. Учить отражать
характерные
особенности
оформления
матрешки.
Закрепить
понимание
взаимосвязи
декоративноприкладного искусства и русского фольклора.
Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских
мастеров, с художественными
традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый
силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по
16
36
«Удивительная
дымка» (животные:
конь, индюк)
37
«Удивительная
дымка» (куклабарыня)
38
«Чудо-хохлома»
(элементы)
39
«Чудо-хохлома»
(узор)
40
«Букет для мамы»
41
«Золотая рыбка»
цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.
Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения
кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая
в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей
на
народных
традициях,
показывая
народное
изобразительное искусство нераздельно от устного
народного творчества
Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских
мастеров, с художественными
традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый
силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по
цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.
Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения
фигурок, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая
народное изобразительное искусство нераздельно от
устного народного творчества
Продолжать знакомить детей с творчеством дымковских
мастеров, с художественными
традициями в изготовлении игрушек. Расписывать готовый
силуэт пластилином, сочетая оформление однородных по
цвету частей с узором в стиле дымковской росписи.
Самостоятельно выбирать элементы узора для украшения
фигурок, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая
народное изобразительное искусство нераздельно от
устного народного творчества
Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с
народными промыслами. Учить оформлять объемную
плоскость элементами узора хохломской росписи,
выполняя работу в технике «пластилинография».
Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах
хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук
Воспитывать интерес и продолжать знакомить детей с
народными промыслами. Учить оформлять объемную
плоскость элементами узора хохломской росписи,
выполняя работу в технике «пластилинография».
Закрепить знания детей о цветовой гамме и элементах
хохломской росписи: ягоды, цветы, завиток травки.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук
Учить создавать композицию на основе готовых элементов
(цветов), вдавливая их в силуэт вазона. Закреплять прием
вдавливания. Развивать мелкую моторику пальцев.
Воспитывать отзывчивость, доброту.
Продолжать формирование детей отщипывать небольшие
кусочки пластилина и размазывать по картону. Закрепить
знакомые приемы лепки: сглаживание, надавливание.
Добиваться выразительности и необычности исполнения
сказочного образа посредством включения в его
оформление элементов аппликации "торцевание" и
использование бросового материала. Совершенствовать
17
42
«Подводный мир»
43
«Подводный мир»
(продолжение)
44
«Ателье мод»
45
«Ателье мод»
(продолжение)
46
«Весенние
первоцветы»
47
«Весна идет – весне
дорогу!»
48
«Яблони в цвету»
49
«Яблони в цвету»
(продолжение)
50
«Эти забавные
животные»
(домашние)
51
«Эти забавные
изобразительные навыки и умения. Активизировать
умственные способности детей.
Обобщить представления детей об обитателях подводного
мира. Продолжать осваивать приемы работы с
пластилином: преобразовывать шарообразную форму в
овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять
налепы на готовую основу изображаемого объекта.
Развивать эстетическое и образное мышление
Обобщить представления детей об обитателях подводного
мира. Продолжать осваивать приемы работы с
пластилином: преобразовывать шарообразную форму в
овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять
налепы на готовую основу изображаемого объекта.
Развивать эстетическое и образное мышление
Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
Продолжать учить отщипывать небольшие кусочки
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
Учить детей выражать свои мысли посредством
художественной деятельности, применяя в практике все
свои умения, приобретенные на прошлых занятиях.
Развивать воображение, память, мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей работе
и работам товарищей.
Учить детей выражать свои мысли посредством
18
животные» (дикие)
52
53
54
55
56
57
58
59
60
художественной деятельности, применяя в практике все
свои умения, приобретенные на прошлых занятиях.
Развивать воображение, память, мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей работе
и работам товарищей.
«Эти забавные
Учить детей выражать свои мысли посредством
животные» (животные художественной деятельности, применяя в практике все
жарких стран)
свои умения, приобретенные на прошлых занятиях.
Развивать воображение, память, мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей работе
и работам товарищей.
«Эти забавные
Учить детей выражать свои мысли посредством
животные» (животные художественной деятельности, применяя в практике все
севера)
свои умения, приобретенные на прошлых занятиях.
Развивать воображение, память, мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей работе
и работам товарищей.
«Эти забавные
Учить детей выражать свои мысли посредством
животные» (птицы)
художественной деятельности, применяя в практике все
свои умения, приобретенные на прошлых занятиях.
Развивать воображение, память, мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей работе
и работам товарищей.
«Эти забавные
Учить детей выражать свои мысли посредством
животные» (птицы) художественной деятельности, применяя в практике все
продолжение
свои умения, приобретенные на прошлых занятиях.
Развивать воображение, память, мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей работе
и работам товарищей.
«Веселый зоопарк»
Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
«Веселый зоопарк»
Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
(продолжение)
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
«Незабудки»
Продолжить знакомство детей с миром природы.
Закрепить умение скатывать пальчиком
короткие отрезки в шарики кругообразными движениями.
Стимулировать активную работу пальцев рук. Развивать
мышление,
фантазию.
Воспитывать
интерес
к
пластилинографии.
«Ваза с цветами»
Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки
пластилина и размазывать по картону. Закрепить знакомые
приемы лепки: сглаживание, надавливание. Добиваться
выразительности образа. Развивать у детей эстетическое
восприятие, красоту в своем творчестве.
«Цветочная поляна»
Закреплять технические приемы лепки: отщипывание,
19
61
«Цветочная поляна»
(продолжение)
62
«Удивительные маки»
63
«Удивительные маки»
(продолжение)
64
Лепка по замыслу
примазывание равномерно по всей поверхности,
расплющивание; учить смешивать пластилин для
получения нового оттенка; учить аккуратно наносить
пластилин на изображение, не выходя за контур;
развивать мелкую моторику, творческие способности
детей; развивать умение декорировать разными способами:
прорисовывание
дополнительных
узоров
стеком;
воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать
терпение и уважительное отношение к своей работе;
воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Закреплять технические приемы лепки: отщипывание,
примазывание равномерно по всей поверхности,
расплющивание; учить смешивать пластилин для
получения нового оттенка; учить аккуратно наносить
пластилин на изображение, не выходя за контур;
развивать мелкую моторику, творческие способности
детей; развивать умение декорировать разными способами:
прорисовывание
дополнительных
узоров
стеком;
воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать
терпение и уважительное отношение к своей работе;
воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Познакомить детей с растением мак; развивать
эстетическое восприятие окружающего мира, желание
передать красоту природных форм в творчестве, мелкую
моторику; учить создавать композицию из отдельных
деталей, использовать в работе возможности пластичного
материала (скатывать и расплющивать пластилин,
придавая ему определенную форму, оттягивать и
прищипывать некоторые части объекта);-воспитывать
любовь и уважение к родной природе
Формировать знания о маке; развивать эстетическое
восприятие окружающего мира, желание передать красоту
природных форм в творчестве, мелкую моторику; учить
создавать композицию из отдельных деталей, использовать
в работе возможности пластичного материала (скатывать и
расплющивать пластилин, придавая ему определенную
форму, оттягивать и прищипывать некоторые части
объекта);-воспитывать любовь и уважение к родной
природе
Учить детей выражать свои мысли посредством
художественной деятельности, применяя в практике все
свои умения, приобретенные на прошлых занятиях.
Развивать воображение, память, мелкую моторику.
Воспитывать доброжелательное отношение к своей работе
и работам товарищей.
20